Вильгельм Рихард Вагнер - крупнейший
немецкий оперный композитор 2-й половины 19 века, реформатор
оперы.
Великий немецкий композитор родился 22 мая 1813 в Лейпциге,
в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины
Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса.
Детство композитора нельзя назвать благополучным.
Его отец умер, когда мальчик был еще совсем маленьким.
Мать вышла замуж за актера, писателя и живописца Гейера.
Отчим занимался воспитанием маленького Рихарда, приобщил
его к театру.
Но так продолжалось недолго, поскольку отчим умер, когда
мальчику было семь лет.
С этого момента на долгое время в музыкальном отношении
Вагнер был предоставлен самому себе.
Кроме того, семья часто переезжала, маленький Вагнер
много болел, в результате мальчик учился урывками в
школах разных городов. Возможно, с этим и связано то,
что в детстве Вагнер не отличался необычайным музыкальным
развитием. Его всегда мало интересовала техническая
сторона исполнения.
Еще в самом раннем возрасте Вагнер чувствовал влечение
ко всему прекрасному и возвышенному.
Уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что
ему впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан
в классической и современной литературе, живо интересовался
политикой и философией.
Вагнер обладал удивительным музыкальным талантом, и
поэтому над научными занятиями все более и более брали
верх музыка и поэзия. Вагнер посещал концерты, овладел
азами композиторской техники. Самостоятельно научился
играть на рояле. Он любил читать Шекспира и проявил
тягу к самовыражению в театрально-драматической форме.
Обладая определенными способностями в поэзии, он сочинял
стихи. Увлеченный театром, под влиянием Гамлета и Лира,
Вагнер в 15 лет написал трагедию “Леибальд и Аделоида”.
Большое впечатление на Вагнера в детстве произвели оперы
Вебера и музыка Бетховена.
В часы досуга он любил играть Вебера, который время
от времени был гостем в доме Вагнеров.
Первое же знакомство с произведениями Бетховена произвело
на молодого Вагнера глубокое впечатление и еще более
заставило его пристраститься к музыке. После исполнения
Бетховена симфоническим оркестром Гевандхауза, Вагнер
решил стать композитором.
До шестнадцати лет Вагнер был плохо знаком с музыкальной
теорией, затем стал изучать ее по руководствам. Первым
учителем-теоретиком Вагнера был Теодор Вейнлиг, кантор
лейпцигской школы св. Фомы. Еще до теоретических занятий,
под влиянием пасторальной симфонии Бетховена, Вагнер
сочинил пастораль, пользуясь собственным текстом.
В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет. Незадолго
до этого было исполнено одно из первых его произведений
- увертюра си-бемоль мажор.