Когда
мы даем пластилин малышу в первый раз, надо быть готовым
к тому, что, прежде всего он захочет попробовать его на
вкус, размазать по мебели или полу и так далее. Поэтому
надо сразу предложить ему альтернативные игры с этим материалом.
Совсем малышам будет интересно
просто размазывать (давить) заранее слепленные вами малюсенькие
шарики в большом количестве по столу. С этого увлекательного
занятия лучше всего и начать знакомство с пластилином.
Показываем, а затем предлагаем ребенку самостоятельно разрывать
пластилин на мелкие кусочки. Если малыш постарше, можно
обыграть это «приготовлением супа» или корма для собачки,
которую вы слепите сами.
Счетные палочки
- отличное дополнение к пластилину, можно пробовать втыкать,
нанизывать, облеплять и т.д. на пластилиновые шарики, заранее
слепленные родителями. Пластилин, тесто, глина - великолепные
материалы для детского творчества. Ребенок только начинает
творить, не требуйте от него узнаваемости. Самостоятельно
лепить собачек, самолеты и другие шедевры скульптуры детишки
начинают обычно годам к 3-4.
А до этого возраста лепка сводится скорее к играм с пластилином,
нежели к созданию серьезных поделок. Но это нисколько не
умаляет роли пластилина, даже наоборот. Игра с пластичными
материалами - это процесс познания окружающего мира и свойств
веществ, способ снять негативную энергию, полезный тренажер
для маленьких пальчиков и, наконец, возможность провести
множество веселых минут с близкими и любимыми людьми.
Заниматься
лепкой с ребенком лучше тогда, когда этого хотят и мама
и малыш. Для одного занятия достаточно всего 5-10 минут.
Если вы заметили, что малыш начал отвлекаться, прервите
занятие. И наоборот, если есть желание и интерес - можно
повозиться подольше. Для самых маленьких скульпторов лучше
всего подойдет специальная масса для моделирования, самодельное
тесто или мягкий пластилин, которые не нужно предварительно
разогревать и разминать в руках.
Когда кроха
подрастет и наберется силенок, можно использовать и обычный
пластилин.
Нужно ли
учить малыша лепить из пластилина конкретные предметы? Вопрос
спорный. С одной стороны, навязанные образы губят в подрастающем
человечке творческое начало.
По словам
замечательной писательницы, педагога, скульптора Елены Макаровой,
если однажды вылепить для ребенка стоящую собаку, он уже
никогда не слепит собаку сидящую. С другой стороны, сложно
освоить какой-либо навык без знания основных технических
приемов. Выход здесь простой: нужно научить ребенка пользоваться
пластилином, а вот что и как из него лепить - пусть решает
сам.
Для малышей
лепку, как и любые другие занятия нужно обыгрывать. Например,
сегодня учимся катать шарики. Мама слепила Лисичку и просит
кроху смастерить для нее Колобка, чтобы можно было посадить
его Лисичке на "носок". Катаем колобок вместе,
"рисуем" зубочисткой ему глазки, носик, ротик.
А теперь
можно накатать шариков-яблочек, помидоров или апельсинов,
чтобы угостить игрушечных зверят. Или изготовить разноцветные
мячики. Сначала шарики получатся угловатые и вовсе не круглые,
но постепенно их форма будет совершенствоваться. А когда
навык будет освоен, можно и что-нибудь поконкретнее слепить.
Например, снеговика. Зимой катаем во дворе шары из снега,
а дома - из пластилина. Три шарика - снеговик готов. Осталось
только нос добавить и «ведро» на голову надеть. А какая
замечательная гусеница получается из разноцветных шариков!
И ее вполне по силам смастерить даже двух-трехлетнему малышу.
Делать «колбаски»
тоже несложно. Нужно придавить слегка кусочек пластилина
к дощечке и катать ладошкой взад-вперед. Это может быть
и веревочка, и сосиски для кошки, и змея, и червячок. Если
потом расплющить эту «колбаску» пальчиком и скатать в рулетик,
получится улитка, розочка или плюшка для кукольного сладкого
стола.
А потом
попытаемся делать пластилиновые блинчики. Шлеп ладошкой
по кусочку пластилина, придавили чуть-чуть - вот и блинчик.
На что он похож? На пиццу, на тарелочку, на панцирь черепахи,
на шляпку гриба… Из таких блинчиков легко получается симпатичный
пластилиновый тортик. Нужно лишь положить несколько разноцветных
блинчиков один на другой, а затем дополнить пластилиновыми
свечками и «вишенками» или украсить зернышками риса. Хорошо,
если мама и малыш будут творить вместе. Например, мама слепила
ежика, а малыш украсил его иголками из зубочисток.
Попробуйте слепить с малышом «картину». Для этого изобразите
некий «пейзаж»: солнышко, лужа, травка и дерево. Затем предложим
ребенку повесить на это дерево яблоки - шарики.
Дальше,
все зависит от вашей фантазии, это могут быть капли дождя
налепленные на весь рисунок, бананы на пальме, пятнышки
на божьей коровке и так далее. Такие первые «объемные» картины
можно вставлять в рамки, смотрится очень красиво и необычно.
Когда малыш
немного подрастет, интересно придумывать вместе и воплощать
в жизнь целые пластилиновые проекты, которые создаются на
протяжении многих дней: лепить мебель и обставлять кукольный
дом из коробки, создавать лес или пруд с растениями и животными,
зоопарк и всё, что подскажет фантазия ваша и ребенка. Ведь
пластилин - самый замечательный материал для создания собственных,
оригинальных и неповторимых фантастических миров.
|